Наши публикации

Коммерческое образование в Санкт-Петербурге: проблемы развития (XIX век)

У истоков коммерческого образования в России стоял выдающийся русский просветитель И.И. Бецкой. Именно он, реализуя свои гуманистические идеи оздоровления общества путем просвещения, составил «План воспитательного училища из купеческих детей для коммерции». На основе этого документа 6 декабря 1772 года в Москве было учреждено первое не только в России, но и в Европе коммерческое училище. Оно создавалось на базе Воспитательного дома. Средства в размере 205 тысяч рублей пожертвовал Прокофий Акинфиевич Демидов, в связи с чем новое учебное заведение получило название Демидовское.
Демидовское коммерческое училище было средним профессиональным учебным заведением. Контингент учащихся (6-21 год) делился на 5 возрастов, где первые два (до 12 лет) получали общее образование, а с третьего – специальное. Заведение просуществовало в Москве до октября 1799 года, когда начался новый, и самый долгий, - петербургский этап его существования. Перевод на невские берега был связан с принятием императрицей Марией Федоровной покровительства над Воспитательными домами и училищем. Реформа была вызвана несоответствием результатов 25-летней деятельности учебного заведения поставленным перед ним задачам. К началу нового века прямое назначение – «приготовить для России образованных людей на поприще торговли» - не было выполнено. Из 239 принятых за это время мальчиков, лишь 30 пошли по коммерческой части. Были и другие проблемы: отсутствие русских специалистов-преподавателей, сословный консерватизм купечества и соседство воспитанников с сиротами Воспитательного дома, финансовые трудности.
Для решения этих проблем наиболее действенным представлялся перевод училища в Санкт-Петербург, где воспитанники получат «возможность следить за всеми торговыми и биржевыми операциями, увидят всю деятельность коммерческого порта и будут поставлены под более бдительный контроль», а также отделение от Воспитательного дома. Новый устав изменил систему управления училищем и учебно-воспитательную часть, но верность основам Демидовского коммерческого училища сохранялась и в Санкт-Петербургском, и, позднее, в Петроградском коммерческом училище. Учебное заведение работало вплоть до начала 20-х годов XX в., и внесло значительный вклад в становление и развитие русского коммерсанта. Из 768 поступивших в училище в 1828-1897 гг. лишь около 10% (80 чел.) не связали свою судьбу с коммерцией. Что касается остальных, то 10% выпускников открыли свое собственное дело, 41% - поступили на службу в качестве бухгалтеров и 39% также нашли применение в сфере торговли (коммерческие директора акционерных предприятий, соучредители торговых фирм и т.д.). Повысился статус выпускников: с 1825 г. они получали чин XIV класса, а с 1837 года – права почетных граждан, в зависимости от социального статуса родителей. Ограничение на прием только детей из купеческих семей было вскоре снято, и поступать на коммерческое и бухгалтерское отделение смогли выходцы из мещан, разночинцев и даже крестьян.
Со второй половины XIX в. СПб Коммерческое училище перестало быть единственным в городе. Изменения в политическом курсе государства, экономические реформы не могли не сказаться на системе российского образования, а тем более - коммерческого. В большом количестве начали появляться торговые классы и школы, коммерческие курсы и училища, как государственные, так и частные. Однако старейшее коммерческое училище имело по сравнению с ними принципиальные отличия: сохранение пансиона (проживание, питание и обучение воспитанников), подчиненность ведомству учреждений императрицы Марии, достаточно тесные связи с СПб Воспитательным домом, а позднее – с Женским Педагогическим Институтом.
Эти особенности затрудняли дальнейшее развитие заведения и консервировали некоторые его формы и методы работы. Все более мощную конкуренцию составляли вновь создаваемые коммерческие учебные заведения министерств Народного Просвещения, Торговли и Промышленности, Финансов.
В 1901 г. в России в ведении Министерства Финансов находилось 48 коммерческих училищ, 36 торговых школ, 14 торговых классов и 21 курсы коммерческих знаний, т.е. всего 119 средних и низших профессиональных образовательных учреждений этого профиля. Они содержались как на общественные, так и на частные средства, а деятельность их регулировалась Положением, утвержденным 15 апреля 1896 г. и дополнениями к нему от 10 июня 1900 г. Быстрому росту числа коммерческих учебных заведений способствовали некоторые права, предоставленные им в отношении организации училищ, отсутствие регламентации, определенная свобода в устройстве учебной части. Географическое положение Санкт-Петербурга способствовало развитию коммерческого образования, поскольку именно здесь будущие коммерсанты могли на практике отрабатывать получаемые знания и умения.
Популярность коммерческих училищ основывалась на том, что они давали среднее образование по уровню не ниже реальных училищ, имели лучшую по сравнению со средней школой материальную базу и отличались хорошо поставленным преподаванием новых языков. Выпускники могли поступать в вузы коммерческого профиля или высшие технические учебные заведения. Все эти преимущества не могли не привлекать потенциальных абитуриентов. Торговые классы и школы принимали детей не моложе 12 лет, имеющих начальное образование (не ниже двух классов сельского училища), и предназначались для выходцев из крестьян, мещан, ремесленников и мелких торговцев. Курсы коммерческих знаний подразделялись на коммерческие и конторские (бухгалтерские). Объем даваемых здесь знаний равнялся образованию в коммерческом училище. Крупнейшими и наиболее популярными учебными заведениями в Петербурге в конце XIX – начале XX вв. были следующие: СПб Коммерческое училище (старейшее в России и Европе, состоящее в ведомстве учреждений императрицы Марии), Петровское училище СПб Купеческого общества (осн. 1880 г., наб. Фонтанки, 62, находилось в ведении Министерства Финансов), Женские коммерческие курсы Ивашинцевой, Лесное коммерческое училище (угол Институтского проспекта и Малой Объездной улицы), Коммерческое училище Товарищества преподавателей (Разъезжая ул., 5), Тенишевское коммерческое училище. Следует отметить, что на рубеже XX века коммерческие училища появляются при гимназиях. Таким примером может служить коммерческое училище и гимназия Видемана (9-я линия ВО, 46).
В конце XIX столетия возникла потребность зафиксировать необходимый уровень квалификации для кандидатов на преподавательские места в коммерческих учебных заведениях. Так, в частности, от каждого учителя требовалось: «во-первых, знание преподаваемого им предмета, во-вторых, знание методов его преподавания, и в-третьих, знакомство с основными правилами умственного развития и воспитания вообще (т.е. педагогикой и дидактикой)».
Источники Департамента Торговли и Мануфактур позволяют проследить статистику коммерческих учебных заведений в конце XIX в.: «До 1894 года в ведении Министерства Финансов находилось только 3 коммерческих училища; после обнародования Высочайше утвержденного 9 мая 1894 года мнения Государственного Совета о подведомственности коммерческих училищ, в Министерство Финансов перешло 6 учебных заведений; затем, со времени издания Высочайше утвержденного 15 апреля 1896 г. Положения о коммерческих учебных заведениях разрешено открыть 29 новых школ разных типов, в том числе: 6 коммерческих училищ, 11 торговых школ, 8 курсов коммерческих знаний и 4 заведения, носящих название «торговых классов». Так, к 1 октября 1897 г. в ведении Министерства Финансов состояло 38 коммерческих учебных заведений. Кроме того, в Департаменте Торговли и Мануфактур поступило ещё до 25 ходатайств об открытии новых училищ, школ и курсов» Таким образом, к началу 1898-1899 учебного года Министерству Финансов подчинялось 50 коммерческих учебных заведений. Пресловутое Положение 15 апреля 1896 года законодательно закрепляло за коммерческими учебными заведениями статус общеобразовательных. Они давали общее образование в рамках курса реальных училищ и специальное коммерческое образование.
Таким образом, коммерческое образование в Петербурге в XIX в. развивалось с учетом исторического опыта старейшего коммерческого училища. Новые специальные учебные заведения такого профиля принимали во внимание как достоинства, так и недостатки учебно-воспитательного процесса Санкт-Петербургского Коммерческого училища. При этом первая коммерческая школа в России и Европе на всем протяжении своей истории отличалась традиционностью, преемственностью в осуществлении основных целей и задач заведения, а также стремлением подготовить питомцев к достойной и полезной обществу коммерческой деятельности.

Литература

1. Богоявленский М.М. Исторический очерк Санкт-Петербургского Коммерческого Училища (к 100-летнему юбилею). СПб., 1872.
2. Дубле Е.О. Всеобщая статистика Российского государства (географическая, административная, финансовая, коммерческая, промышленная и проч.). Ежегодник. Год 1-й. М., 1878.
3. Константинов Н.Н. О коммерческих училищах в России и заграницей. СПб., 1872.
4. Краткие статистические сведения о состоянии Санкт-Петербургского Коммерческого училища за 100 лет. СПб., 1872.
5. Памятная книжка бывших воспитанников Санкт-Петербургского Коммерческого Училища 1832-1897 гг. СПб., 1897.
6. Петербург. Петроград. Ленинград // Энциклопедический справочник. СПб., 1992.
7. РГИА. Ф.25 (Учебный отдел Министерства Торговли и Промышленности). Оп.5. Д.101.
8. РГИА. Ф.759 (Собственная Его Императорского Величества канцелярия по учреждениям императрицы Марии). Оп.8. Д.1453. Л.20.
9. Тимофеев А.Г. История Санкт-Петербургского Коммерческого училища. СПб., 1901. Т.1-2.
10. Шапкина А.П. О коммерческих школах дореволюционной России. // Сб. статей «Герценовские чтения (актуальные проблемы социальных наук)». СПб., 1997.


Напишите Вике

Напишите Денису



Hosted by uCoz